☀️☀️☀️ 🌜 КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ 🌛 Или что общего между брахмодьей и колядками Brahmodya представляет собой словесную часть ритуала, построенную в виде вопросов и ответов, соответствующих загадке и отгадке, на тему структуры космоса. Выстроенные в последовательности возникновения, они обозначают диахронический аспект ведийской Вселенной — от природно-космологического к культурно-¬антропологическому. Весь этот путь как бы дублируется цепью загадок, построенных (в реконструкции, в отдельных звеньях подтверждаемой реальными фактами из brahmodya) по следующему кумулятивному принципу: А (?) —> В (̶?) & В (?) —> С (̶?) & С (?) —> D (̶?)..., где (?) — вопрос загадки, а (̶?) — ее ответ, снятие вопроса. Иначе говоря, ответ (разгадка) первого вопроса становится вопросом второй загадки и т. д. Ср. такие примеры из brahmodya, как: «что это движется одиноким?» (45) —> «солнце движется одиноким» (46) & «какое светило подобно солнцу?» (47) —> бра́хман есть светило, подобное солнцу» (48); «что великий посев?» (45) —> «земля — великий посев» (46) & «что шире, чем земля?» (47) —> Индра шире, чем земля» (48) и др. Формально подобные построения соответствуют цепям кумулятивной сказки той разновидности, которая возникла на основе рассмотренных в другом месте колядочных текстов типа: На что вары кипят? — Косу клепать I На что косу? — Траву косить. I На что траву? — Коров кормить I На что (коров) кормить? — Молоко доить I На что молоко? — Свиней поить. I На что (свиней) поить? — Горы рыть I На что горы рыть? — Хлеб сеять... Характерно, что и эти колядочные тексты, произносимые на стыке старого и нового годов, представляют собой своего рода словесный поединок, обмен вопросами и ответами, загадками и разгадками, но на бытовые или даже подчеркнуто сниженные темы, что можно рассматривать как комическую, травестийную версию первоначальных космологических шарад типа brahmodya. Во всяком случае, сейчас не приходится сомневаться, что ведийские загадки (brahmodya), образовывавшие важнейшую словесную часть ритуала, произносились перед bráhman’ом, ашваттхой и тому подобными образами мирового дерева, во-первых, и, во-вторых, имели своим подлежащим разгадке объектом как сами образы, так и то, что за ними лежит, — Вселенную. Относительно недавно Кёйпером было показано, что словесные поединки жрецов-поэтов в древней Индии приурочивались к переходу от старого года к новому Kuiper 1960: 217—281, т. е. к тому времени, когда в соответствии с циклической концепцией времени Космос возвращается к своему прежнему (докосмическому) состоянию, «срабатывается» в Хаосе, и только особый ритуал перехода может заново воссоздать Космос со всеми этапами его становления. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. T. III: Индийские и иранские языки, Книга 1, "Второе" происхождение – загадка в ритуале, Языки славянских культур, Москва, 2009. #топоров #семантика #брахмодья #загадки